Даже если всю энергию для электромобилей получать на тепловых станциях (а это – не так), такие машины, как elEVen, всё равно будут менее вредны для природы, чем традиционные авто, поскольку обладают намного большей эффективностью в расчёте от скважины до колёс (фото MIT's Electric Vehicle Team). |
| Подвижники из Массачусетского технологического института взялись доказать, что электромобиль может ни в чём не уступать своему бензиновому собрату: одновременно быть крупным и комфортным, обладать прекрасной динамикой разгона, запасом хода, близким к таковому у классического авто, и притом заряжаться за время, не большее, чем требуется для заправки бензобака. Уложиться в 11 минут такова предельная планка времени полной (с нуля) зарядки электромобиля, которую поставила пред собой команда MIT's Electric Vehicle Team более 30 студентов и аспирантов, ведомых своим лидером Раду Гогоаной (Radu Gogoana).Для полноценной пятиместной машины с очень приличной дальностью хода (о ней скажем ниже) это фантастическая задача. Пока индустрия может похвастать образцами сравнительно крупных электрических авто, заряжающимися "под пробку" за 4-12 часов. Есть ли примеры пополнения запасов за час или два? Да, есть, но те машины годятся лишь для вояжей по ближайшим кварталам. | Пусть вас не смущает надпись hybrid на дверце машины – после вмешательства специалистов из Массачусетса этот "передовой" привод будет заменён на ещё более перспективный (фото MIT's Electric Vehicle Team). | Новый экспериментальный автомобиль назван "Одиннадцать" (elEVen). Его переделывают из седана Mercury Milan Hybrid 2010 модельного года. Только авторы проекта полностью заменили силовую установку, превратив гибридную легковушку в чистый электромобиль. Заявленные параметры elEVen впечатляют. На одной зарядке аккумуляторов он должен проезжать 200 миль (322 км). При "заправке" за 10 минут с хвостиком это будет феноменальный рекорд. Для сравнения. На днях ниссановцы представили публике свой первый серийный электромобиль LEAF не микролитражку какую-нибудь в габаритах "Смарта" или "Оки", а вполне приличных размеров пятидверный хэтчбек. Его литиево-ионные батареи обеспечивают машине запас хода в 160 километров. При этом от специального "быстрого" зарядного устройства аккумулятор можно заправить на 80% за 30 минут. | Монтаж электромотора и редуктора с дифференциалом под капот авто (фото MIT's Electric Vehicle Team). | Эти 80%, к слову, всплывают в который уже раз неспроста: современные тяговые аккумуляторы впитывают последние 20% заметно дольше первых 80. Ну а от бытовой розетки на 220 вольт, да ещё и на все 100%, LEAF заряжается за долгие 8 часов. В общем, типичный сценарий использования таков: поездки по городу с возвращением домой (на заправку) каждую ночь. И как быть с дальними вояжами? Заметим, скорость зарядки зависит сразу от ряда условий. Способность аккумуляторов "переваривать" большой (относительно ёмкости) ток только одно из них. Тут, понятно, создателям "скорозарядных" машин приходится выбирать типы и модели батарей с самыми лучшими техданными (а даже у тех же литиевых аккумуляторов имеется несколько подвидов, заметно отличных по этой способности). Вторая задача создание бортовой системы управления процессом зарядки, также воспринимающей большие токи (для elEVen, в частности, команда строит оригинальную схему). Наличие розетки огромной мощности, читай специальной зарядной станции – уже и не обсуждается. | Многие детали, необходимые для совмещения электромотора и серийного авто, студенты вытачивали самостоятельно. Вообще же для осуществления своей мечты участники проекта работают по 100 часов в неделю каждый, утверждают члены команды (фото MIT's Electric Vehicle Team). | Наконец, можно просто подсократить объём батареи. Ещё три года назад японцы построили опытный городской микрокар, который мог заряжаться на 80% от номинала всего за 15 минут. Вот только полная ёмкость "наливалась" существенно дольше. А запас хода той машинки был равен всего-то 80 километрам. Американцы решили никаких компромиссов. Для своей машины они подобрали литиево-железофосфатные батареи от компании A123 Systems (это те самые аккумуляторы, что питают самый быстрый электрический мотоцикл на планете). Они отличаются высокой пожарной безопасностью и очень высокой удельной мощностью, так что и заряжаться способны быстро. | elEVen – не первый опыт MITs Electric Vehicle Team по "конверсии" машин. В 2008-м они успешно испытали Porsche 914 BEV (на снимках), переделанный, как ясно из названия, из старенького "Порше" 1976 года. В нём применялись литиево-фосфатные батареи от Valence Technology (известной нам по расстрелу аккумуляторов и совершенному электромотоциклу).
Максималка той машины так же достигала 160 км/ч, но прочие параметры были куда скромнее. Запас хода составлял 160 километров, а время полной зарядки – 8 часов (правда, от бытовой розетки на 220 вольт). Сотню с места "спорткар" набирал примерно за 20 секунд, что неудивительно: электромотор Porsche 914 BEV развивал всего 55 киловатт (фотографии MITs Electric Vehicle Team). | Блок тяговых батарей elEVen в финальном варианте будет насчитывать 7905 отдельных "батареек" A123. Их общая ёмкость превысит 60 киловатт-часов. Чтобы "насытить" их полностью не позднее чем через 11 минут после начала заправки, студентам потребуется источник тока мощностью не менее 350 киловатт (точнее, машине нужен источник на 356 вольт и 1000 ампер). "Этой энергии достаточно для того, чтобы сжечь предохранители в 20 обычных домах одновременно, говорит Гогоана, поэтому мы будем подключать авто непосредственно к электростанции MIT". (Стоит пояснить, что от обычной домашней розетки c её скромным предельным током elEVen будет заряжаться не быстрее соперников в течение целой ночи.) Максимальная мощность электромотора elEVen превышает 180 киловатт (или 250 "лошадей"). Вес этого электродвигателя (вместе с управляющим контроллером) составляет 138 килограммов. Данный агрегат (трёхфазный, переменного тока) был подарен команде MIT компанией SatCon, специалистом по разнообразному электрооборудованию. | Электромотор elEVen оснащён масляным охлаждением. На снимке один из студентов приваривает в подкапотном пространстве насос для этой системы (фото MIT's Electric Vehicle Team). | Первоначально сей могучий мотор построили для привода электрического автобуса с массой в 15 тонн. Неудивительно, что среднеразмерная (по американским представлениям) легковушка (а её вес составляет менее 2 тонн) должна с ним просто летать. По расчётам команды студентов, elEVen будет ускоряться с места до 100 км/ч менее чем за 9 секунд, а максимальная скорость превысит 160 км/ч. Начало переделке машины было положено в июне этого года. В нынешнем месяце команда намерена протестировать elEVen с неполным комплектом батарей и без системы скоростной зарядки, а в окончательном виде машина должна выйти на дороги в третьем квартале 2010-го. | Ориентировочная стоимость переделки "Милана" составила $200 тысяч, из них $80 тысяч приходятся на литиевые батареи. Но фактически институт не слишком разорился. Дело в том, что большая часть необходимых изделий и материалов была подарена студентам компаниями-партнёрами по проекту (фотографии MIT's Electric Vehicle Team). | Хотя машина вышла дорогой, авторы проекта отмечают, что с ростом выпуска подобных автомобилей будет падать и себестоимость электрической начинки. А уж в том, что промышленность способна освоить всё это хозяйство сомневаться не приходится. Те же ячейки A123 тут применены и вовсе серийные, которые продаются на рынке уже три года. Тем временем в стенах того же Массачусетского технологического учёные создали опытный литиевый аккумулятор, способный заряжаться в 100 раз быстрее обычного. Интересно посмотреть, какие способности появятся у электромобилей, когда эта экспериментальная разработка дойдёт до конвейера. Очевидно, создателям таких машин уже не потребуется роботизированная горячая замена тяговых батарей, впервые показанная в мае нынешнего года. | На этом кадре MIT's Electric Vehicle Team показана далеко не в полном составе, зато на фоне трёх своих главных работ. На подъёмнике висит переделываемый ныне Mercury, под ним – Porsche 914 BEV, а рядом – мотоцикл, тоже в виде эксперимента переведённый на электрическую тягу (фото MIT's Electric Vehicle Team). | Но ведь и по-настоящему массовых электрозаправок, особенно достаточно мощных для удовлетворения потребностей быстрозаряжающихся легковушек, таких как elEVen, пока не видать. Может, и правда эпоха электромобилей ещё не началась? По словам Раду, это "вопрос курицы и яйца". Многие говорят, что, мол, пока электромобили подключать на автострадах негде, нечего их и создавать. Но, по мнению MIT's Electric Vehicle Team, сначала должны появиться электрические авто, пригодные к повседневной эксплуатации не только в городе, но и на длинных междугородних трассах. Тогда и электрические заправки начнут расти как грибы после дождя. Вспомним: когда 5 августа 1888 года Берта Бенц, жена изобретателя автомобиля, совершила первое в мире путешествие на машине (из Мангейма в Пфорцгейм 106 км), бензин она покупала в аптеках его продавали как средство выведения пятен. |